LTE Union Союз операторов
мобильной связи ЛТЕ

Краткие итоги и тренды на рынке LTE в ноябре 2016 года. Часть II

LTE-Broadcast / eMBMS

Технологии LTE-Broadcast / eMBMS вендоры уделяют немало внимания, всячески подчеркивая ее достоинства и рассказывая о всевозможных пользовательских сценариях, которые принесут операторам не только возврат инвестиций в LTE-B, но и позволят разгрузить сети и сформировать новые потоки доходов. Cо времени первых тестов и показов LTE-B прошло уже более двух лет, а число операторов, запустивших коммерческое использование данной технологии растет со скоростью один оператор в год - поддержку LTE Broadcast в коммерческом режиме запустили только Verizon в США и KT Corp. в Южной Корее.

А что же остальные? Ведь так или иначе в "тестах", "демонстрациях" и даже "развертывании" засветилось уже около 40 операторов из 24 стран, включая Россию!

Проведены показы или тесты, или пилотные испытания (которые пока не завершились внедрением) следующими операторами: Claro/NET, Vivo, Бразилия; MobiFone, Вьетнам; Vodafon Germany, T-Mobile, Германия; HK China Mobile, PCCW, Гонконг; RJIL, Индия; SmartFren, Индонезия; Vodafon Spain, Испания; Telecom Italia, Италия; Bell Mobility, Канада; China Mobile, Chita Telecom, Китай; KPN, Нидерланды; EE, 3 UK, Объединенное Королевство; Etisalat, ОАЭ; Polkomtel Plus, Польша; Meo / TMN, Португалия; МТС, ВымпелКом, МегаФон, Россия; SIngTel, Сингапур; Turkcell, Турция; Smart Communications, Филиппины; Orange, Франция; Softbank, Япония.

Идет развертывание или "подготовка к развертыванию": Telstra, Австралия; AT&T, США; Globe Telecom, Филиппины (были планы запуска в 2015 году); SK Telecom, Южная Корея.

Возможно мы увидим не столько «мобильное ТВ» на базе LTE-Broadcast, сколько другие варианты использования технологии, ставшие возможными в Rel.13, например, организация связи в каких-то специальных группах или для того же IoT.

LTE-M

LTE-M (aka LTE Cat-M1) - это перспективная технология для внедрений из области IoT. Коммерческих внедрений в мире еще нет, тесты ведутся в США, на сети AT&T, о планах тестирования заявляла Orange.

О первом в Европе тестировании сообщила компания KPN, Нидерланды. Тесты были проведены совместно с Ericsson и Qualcomm Technologies. Абонентских устройств с поддержкой LTE-M еще нет, поэтому в тесте было задействовано инженерное устройство Qualcomm на базе модема MDM9206 LTE IoT.

Появления устройств на базе этого модема ожидаю в 2017 году - это будут счетчики воды и энергии, а также различные другие телематические приборы и датчики.

В отличие от конкурентной технологии LoRa, LTE-M обеспечивает более высокие доступные скорости передачи - до 1 Мбит/c, сохраняя при этом возможность прибора автономно работать в течение нескольких лет, несмотря на достаточно частые сеансы связи.

KPN планирует внедрить поддержку LTE-M до конца 2017 года.

Orange планирует запуск поддержки LTE-M во второй половине 2017 года. В первой половине года оператор проведет тестирование, в том числе совместно с провайдерами различных услуг, а затем, во второй половине года, технология перейдет в разряд коммерчески поддерживаемой. Выбор в пользу этой технологии в Orange объясняют тем, что она останется совместимой и после внедрения 5G.

Тестирование LTE-M в США ведет AT&T с планами запуска поддержки данной технологии на всей территории США в течение 2017 года.

Компания AT&T объявила о планах запуска сетей LTE-M в Сан-Франциско. В Сан-Франциско поддержку LTE-M планируют организовать в ноябре 2016 года. В 2017 году поддержку LTE-M планируется расширить на всю территорию страны. В ноябре стало известно о планах вхождения в проект еще одного партнера – RM2 с его интегрированным решением для отслеживания местоположения и перемещений, способным работать до 10 лет без замены батарей. Решение предназначено для отслеживания специальных палетт для медицины и пищевой индустрии. Ранее стало известно о вхождении в LTE-IoT проект компаний Badget Meter и Capstone Metering. Похоже, у AT&T вскоре появится интересный набор бизнес-кейсов в области IoT. Неплохой задел для компенсации выбывающих доходов.

LTE-R

В Южной Корее развернут поддержку LTE-R на железной дороге. Проект свяжет города Wonju и Gangneung в рамках подготовки страны к приему международных спортивных мероприятий в 2018 году. KRNA внедрит LTE-R для обеспечения различных критически важных услуг, в частности, для поддержки сигнализации на скоростях до 250 км/ч.

Скорее всего, это станет первым случаем внедрения технологии LTE-R в мире для поддержки работы железной дороги и предоставление услуг персоналу.

Сеть LTE-R обеспечит поддержку защищенной, надежной, высокоскоростной подключенности станций, поездов и других составляющих инфраструктуры железнодорожного транспорта на участке Wonju - Gangneung. Сеть также сможет обеспечить межвзаимодействие с другими сетями LTE, поддерживающими общественную безопасности и морские операции, а также с существующими сетями VHS (УКВ) и TRS (транкинговыми). Проект поможет моделировать будущие внедрения LTE-R, и, в частности, поддержит стандартизацию LTE-R.

В рамках проекта Nokia обеспечит поставку базовых станций eNodeB, а также решения Nokia NetAct - ПО для управления виртуализированными сетями мобильной связи. Nokia осуществит системную интеграцию и услуги по запуску сети LTE-R.

NB-IoT / NB-LTE

В отличие от LTE-M, в области NB-IoT можно наблюдать большую активность. Уже три десятка операторов можно было заметить в проявлении различного рода активностей в отношении этой технологии. И если что-то еще сдерживает операторов от коммерческих запусков, то это, в основном, почти полное отсутствие абонентских устройств с поддержкой NB-IoT.

В ноябре о планах запуска услуг NB-IoT в 2H2017 объявил оператор Orange, Бельгия. О том, какие услуги будут предложены абонентам, оператор пока не распространяется.

5G в 4.5 ГГц

В ноябре Huawei сообщала о тестах 5G в диапазоне 4.5 ГГц. Тесты проводились в Японии, где Huawei и NTT DoCoMo запустили «базовую станцию 5G» и провели тесты, используя технологию, созданную «в русле» разработок 3GPP New Radio.

Решение Huawei использует полосу 200 МГц в диапазоне 4.5 ГГц и 64 трансиверов, чтобы обслуживать 23 абонентских устройства, как статичных, так и мобильных. Достигалась пропускная способность в 11.29 Гбит/c (примерно 1 Гбит/c на абонентское устройство) с задержкой в 0.5 мс. Пиковая эффективность использования спектра достигла 79,82 бит/с/Гц/сота. Благодаря новой структуре цикла и численных данных удалось добиться сокращения односторонней задержки пользовательских данных до показателя, который составляет менее 0,5 миллисекунд: это одна десятая часть задержек в сети LTE.

5G и V2X

В сообществе разработчиков не утихают споры о том, окажется ли технология 5G «энейблером» для внедрения поддержки решений V2X, V2P, V2I. В вышедшем в ноябре 2016 года обзоре по теме V2X (Vehicle-toEverything) 5G Americas утверждается, что возможностей 5G будет достаточно для развития автомобильной индустрии в ближайшие годы.

Решения V2X обеспечивают возможность обмена информацией между транспортным средством и не только. Речь идет о V2P - подключении пешеходов, велосипедистов и людей, движущихся на других персональных мобильных средствах для получения ими сообщений; об обмене информацией между транспортными средствами для исключения столкновений, о V2I, т.е. обмене информацией транспортного средства и объектов дорожной инфраструктуры, таких как различные устройства, предназначенные для приоритезации движения или синхронизации, а также V2N - подключения транспортного средства к системам маршрутизации трафика в реальном времени и другим облачным услугам.

Цель V2X - улучшение безопасности на дорогах, повышение эффективности трафика, сокращение вредных воздействий на природную среду и обеспечение дополнительных информационных услуг для тех, кто в пути.

В обзоре, в частности, говорится о том, что DSRC - это не единственное решение для V2X. LTE и 5G обладают потенциалом, достаточным не только для обеспечения работы существующих DSRC пользовательских кейсов, но также и более сложных сценариев, которые понадобятся в будущем и будет требовать низкого времени распространения сигнала, высокой надежности или высокой пропускной способности. Реализация V2X поверх сотовой сети может также дополнить DSRC для улучшения связи V2X.

У DSRC есть ряд ограничений, которые накладывает физический уровень. Одно из основных ограничений связано с тем, что это асинхронная система. Кроме того, DSRC не обеспечивают частотный мультиплексинг FDM при передаче, что ведет к существенному снижению бюджета линка. Протокол CSMA-CA кроме того неэффективен с точки зрения пространственного переиспользования из-за фиксированных пороговых значений, которые определены в алгоритме поиска сигнала. Физический слой к тому же ограничен в производительности низкоуровневым кодированием, характерным для использования сверточных кодов. DSRC построен на базе OFDM, что не позволяет использовать передатчик на максимальной мощности и тем самым ограничивает радиус действия системы. Все эти факторы ограничивают производительность DSRC на физическом уровне.

C-V2X (V2X поверх сети сотовой связи или "сотовый V2X") - стандартизован в 3GPP Rel.14. Первоначальная версия стандарта C-V2X стандартизована в сентябре 2016 года. Разработана дорожная карта эволюционирования C-V2X в 5G. Существует развития экосистема. C-V2X станет ключевой технологией для безопасных и все более автономных транспортных средств будущего.

Алексей Бойко, телеком-эксперт

← К списку статей аналитики